Центр искусств королевы Софии в Мадриде

Одной из вершин мадридского Золотого треугольника искусств, объединяющего три самых важных музея столицы, является Центр искусств королевы Софии. Этот национальный музей нередко называют просто Рейна София или Эль Рейна, но это вовсе не умаляет его значительный вклад в культурную жизнь страны. В музейных залах выставлена наиболее полная коллекция искусства Испании 20 века, в том числе внушительное собрание творений двух величайших гениев – Дали и Пикассо.

История создания

Предшественником Национального музея Центр искусств королевы Софии считается Музей современного искусства, который учредили в 1894 году. С 1898 года коллекции музея, состоявшие из художественных работ середины 19 столетия и последующего периода, были размещены в одной из частей здания библиотеки и национальных музеев. В этом неоклассическом дворце, выстроенном к торжествам по случаю 400-летнего юбилея открытия Америки, основные помещения были выделены для Археологического музея и Национальной библиотеки Испании. За несколько десятилетий коллекция музея существенно пополнилась новыми работами художников 20 века, в связи с чем группа молодых авангардных художников во главе с Хосе Луисом Фернандесом дель Амо Морено стала добиваться дробления фондов на две коллекции. В 1951 году был издан указ о разделении музейной коллекции на два учреждения: Национальный музей искусств 19 века и Национальный музей современного искусства.

Хосе Луис дель Амо стал первым директором Национального музея современного искусства, а подвальные помещения Национальной библиотеки, где располагались экспозиции и выставки, превратились в место встречи и дискуссий самых передовых творцов Испании той эпохи. В 1968 году коллекции обоих музеев вновь объединили для формирования фондов новообразованного Испанского музея современного искусства. По иронии судьбы это воссоединение коллекций было весьма краткосрочным, так как уже в начале 1971 года в музее Прадо появился самостоятельный Отдел искусства 19 века, куда и направили соответствующие картины из Испанского музея современного искусства. Одновременно с этим для коллекции картин 20 века было решено выстроить персональное строение в районе Университетского городка в Мадриде.

Музей королевы Софии

Оказалось, что строение уже было спроектировано Хайме Лопесом де Азиайн и Анхелем Диасом Домингес, и они в 1969 году даже удостоились Национальной архитектурной премии за этот новаторский проект. В 1975 году Испанский музей современного искусства официально открылся в новом месте, которое оставалось его домом вплоть до 1986 года, когда основная часть коллекций была переведена в Центр искусств королевы Софии. Это учреждение в стенах старинного госпиталя изначально являлось выставочным художественным центром, но в мае 1988 года король Испании издал указ о преобразовании центра в автономную музейную организацию. После различных строительно-ремонтных работ в сентябре 1992 года испанская монаршая пара – Хуан Карлос и София открыли в Центре искусств музей, объявленный Национальным объектом культуры.

Архитектура здания

Главное музейное строение – это бывший центральный мадридский госпиталь Сан-Карлос, который возвели в эпоху правления Карла III. Ранее на это место по приказу Филиппа II в конце 15 века были перенесены из разных районов города больницы, которые опекались несколькими монашескими орденами и религиозными общинами. Король Фердинанд VI в середине 18 века решил упорядочить все больничные заведения под одной крышей, для чего заказал архитектору Хосе де Эрмосилья создание нового огромного здания. Когда на престол взошел Карл III, то строительство госпиталя было перепоручено Франческо Сабатини, который пользовался благосклонностью короля и выполнял много архитектурных заказов для испанской королевской семьи. Сабатини успел закончить строение с типичным неоклассическим фасадом, но из-за смерти Карла III в 1788 году дальнейшее строительство и внутренние отделочные работы приостановились.

В суровых и голых стенах поспешили поместить центральный госпиталь, который почти два столетия исправно выполнял здесь свои функции. В 1968 году изрядно обветшавшее здание госпиталя было закрыто и несколько лет простояло заброшенным, порождая своим видом слухи о скором сносе. Но в 1977 году государство признало строение историко-художественным памятником и выкупило его для реставрации и дальнейшего превращения в культурный центр. Восстановление здания в 1980 году было поручено Антонио Фернандесу Альба, а в 1986 году временные выставочные залы Центра искусств королевы Софии уже приняли первых посетителей.  В конце 1988 года к превращению выставочных площадей в музей приступили Хосе Луис Иньгуэс де Онзоньо и Антонио Васкес де Кастро, которые в соавторстве с англичанином Иэном Ричи создали также три огромных лифтовых отсека из металлических конструкций и стеклянных панелей.

Центр искусств королевы Софии

В 2001 году был объявлен конкурс на создание проекта расширения выставочных пространств музея, победителем которого стал именитый архитектор из Франции Жан Нувель. Создание футуристического строения, которое позволило увеличить площадь Центра искусства на 8 тыс. кв. метров, потребовало трат около 92 млн. евро и было завершено в 2005 году. Необычная пристройка в красно-черных тонах и с нависающей над площадью металлической крышей пришлась по душе не всем горожанам, среди которых нашлись те, кто метко окрестил строение «Софиду» – по аналогии с не менее странным зданием Центра Помпиду в Париже. Впрочем, на популярности музея это отразилось только в лучшую сторону, и после обновления Рейна София даже обогнала по числу ежегодных посетителей музей Прадо.

Экспозиции

Многие годы в коллекцию музея принимались картины, которые были созданы не ранее конца 19 века. В 1995 году специальным указом даже ввели ограничительную дату – 1881 год (по году рождения Пикассо), согласно которой все полотна, созданные до нее, должны экспонироваться в Прадо. В последние годы в таком жестком отборе наметились послабления и теперь в фонды музея включены работы Франсиско Гойи и Хоакина Сорольи. Современное музейное собрание насчитывает более 22 тысяч предметов, среди которых числятся полотна, скульптуры, инсталляции, рисунки, гравюры, фотографии, фильмы и видеоматериалы, произведения декоративно-прикладного искусства, творения архитекторов и дизайнеров. В постоянных выставках музея одновременно бывает представлено чуть более 1 тысячи экспонатов, поскольку это позволяет чаще обновлять экспозиции и передавать часть экспонатов на выставки в других музеях.

Скульптура

Основные экспозиции музея представлены сразу в двух строениях, которые получили названия по имени их создателей – Сабатини и Нувель. Помимо этого музей использует для организации временных выставок два исторических здания Мадрида – Дворец Веласкес и Хрустальный дворец. Коллекции упорядочены по тематическим залам и распределены на три направления, каждое из которых носит свое название, относящееся ко всем экспонатам той или иной выставки.

  • Разрушения 20 века: утопии и конфликты (1900-1945)

Данная коллекция представлена в здании Сабатини на втором этаже и занимает свыше 20 выставочных залов и комнат. Здесь можно увидеть работы Сальвадора Дали, Альберто Санчес Переса, Эммануэля Радницкого, Эрнесто Кабальеро, Оскара Домингеса, Жоана Миро и других. Экспонаты расположены по хронологии и позволяют проследить, как влияли на искусство разные периоды политической жизни Испании: революции, Гражданская война, создание Республики и прочее. Наиболее весомым и популярным экспонатом этой коллекции считается известная картина «Герника» Пабло Пикассо.

  • Закончилась ли война? Искусство в разделенном мире (1945-1968)

Для обширной коллекции этого направления зарезервировано свыше 30 комнат и залов на четвертом этаже здания Сабатини. Здесь представлены различные художественные течения послевоенных лет и периода режима Франко, когда многие испанские художники находились в изгнании в Париже или создавали подпольные творческие группы. В экспозициях также много работ иностранных художников: авангардистов, минималистов, ташистов и представителей других проявлений искусства второй половины 20 века. Этот период ярко представляют работы Жана Дюбуффе, Жана Фойе, Френсиса Бэкона, Жана Тингуели, Ричарда Гамильтона, Энди Уорхола, Дональда Джадда и других.

  • От восстания до постмодернизма (1962-1982)

Экспозиции этой коллекции представлены на первом этаже здания Нувель и посвящены искусству в контексте политических, социальных, технологических изменений в современном глобальном обществе. В выставках можно увидеть как творения одиночных художников, так и работы целых художественных групп самых разных жанров и направлений: абстрактный экспрессионизм, неоэкспрессионизм, Арте Повера («бедное искусство»). На нулевом этаже здания Нувель расположена выставка Поэтика демократии, в которой экспонируются работы периода перехода Испании от многолетнего режима диктатуры к демократии в 1970-90-х годах, а также работы самого современного испанского искусства последних лет.

Экспозиция

Посещение

  1. По воскресеньям билетные кассы закрываются в 14 часов. После 13:30 в этот день в музее открыт доступ только к временным выставкам и постоянной экспозиции на 2-м этаже.
  2. Полная стоимость билета – 10 €, билет+аудиогид – 15,50€, билет на 2-х разовое посещение музея (действителен в течение года, передавать билет другому лицу нельзя) – 15€.
  3. Вход в музей бесплатный для: детей и молодежи до 18 лет, пожилых людей после 65 лет, студентов до 25 лет при наличии студенческой карты международного образца, официальных безработных, семейной группы, в которой не менее 3 детей. Дети до 14 лет допускаются в музей только в сопровождении родителей.
  4. Часы свободного доступа в музей для всех посетителей: понедельник, среда-суббота – с 19 до 21 часа, воскресенье – с 13:30 до 19. В это время доступ может быть открыт не ко всем экспозициям.
  5. В помещениях музея круглый год поддерживается температура 21ºC, в поэтому в теплое время года рекомендуется захватить с собой кофту или другие теплые вещи.
  6. Музей входит в список объектов, которые посещают бесплатно владельцы годовой карты государственных музеев.

Время работы музея: вторник – выходной, понедельник-суббота – с 10 до 21, воскресенье – 10 до 19.

Адрес музея: Calle Santa Isabel, 52 28012 Мадрид

Веб-сайт: museoreinasofia.es

Т: (+34) 91 774 1000

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:
  • Страховка: путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, Cherehapa позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
  • Перелет: самые выгодные билеты ищет Aviasales, также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Проживание: сначала выбираем отель через Booking (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перемещения: в KiwiTaxi можно заказать недорогой трансфер в аэропорт и обратно, также можете арендовать авто на Avtoprokat.ru (Economybookings). В некоторых странах машина в аренду может обходится дешевле, чем общественный транспорт (н-р, в Португалии);
  • Развлечения: экскурсии от местных русскоязычных гидов по всему мира заказывайте на Tripster, а билеты во многие музеи и другие достопримечательности можно также резервировать онлайн на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Отдых без забот: иногда выгоднее покупать готовый тур, чем перелет и проживание по отдельности, дешевые туры по всем туроператорам ищите на сайтах Травелата, Onlinetours и Level.Travel.
Добавить комментарий