Музей Орсе в Париже

Одно из самых популярных туристических мест Парижа, музей Орсе расположен в очень привлекательном месте – недалеко от Лувра, вдоль набережной Сены и рядом с садами Тюильри. Эффектное здание музея – старинный вокзал, выстроенный накануне Всемирной выставки 1900 года, – в значительной мере способствует популярности музея, но все-таки главным достоянием музея Орсе является его богатейшее собрание шедевров импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов. В постоянных экспозициях музея представлено свыше 4 тысяч картин, скульптур и предметов прикладного искусства, датированных серединой 19 – началом 20 века.

Историческая справка

Место, где в наши дни располагается музей Орсе, имеет историю куда более длинную, чем официальная история этого музейного учреждения. Еще в начале 17 века здесь были королевские сады поместья Маргариты де Валуа, жены Генриха IV, а спустя век, когда на левом берегу Сены появилось множество аристократических особняков, была построена пристань и набережная. Впоследствии набережная получила имя в честь парижского прево Шарля Буше д’Орсе, при котором и происходило ее строительство. В 19 веке на набережной возникло величественное здание дворца Орсе, который был домом сразу для двух важных государственных учреждений: Счетной палаты и Государственного совета. В мае 1871 года в ходе подавления Парижской коммуны дворец, как и многие другие общественные здания этого района, очень сильно пострадал от пожара.

Почти три десятка лет полуразрушенное здание являло собою мрачное напоминание о последних днях власти коммунаров, но в конце 19 века участок земли вместе с бывшим дворцом был выкуплен одной из частных железнодорожных компаний, выполнявшей перевозки между Парижем и Орлеаном. В этот период в Париже, который готовился к принятию Всемирной выставки 1900 года, осуществлялось строительство многих грандиозных сооружений: Эйфелевой башни, первой линии парижского метрополитена, Лионского вокзала, арочного моста Александра III через Сену и др. Вокзал Орсе, который железнодорожная компания решила построить на месте бывшего дворца Орсе, должен был занять достойное место в вышеупомянутом списке парижских новинок. Строительные работы, которые начались в 1898 году, продолжались днем и ночью, чтобы успеть принять пассажиров к началу выставки.

14 июля 1900 года состоялось торжественное открытие вокзала, который вызвал массу восторженных отзывов и был назван современниками «настоящим дворцом изящных искусств». Вокзал Орсе и привокзальный отель класса люкс были весьма популярны у путешественников и иностранных делегаций, прибывавших в Париж на Всемирную выставку. Перроны находились под сводчатым ажурным куполом из стекла и стали, поскольку железнодорожная компания использовала на этой магистрали новинку – поезда с электротягой, что избавляло пассажиров от гари, копоти и пара, которые царили на обычных вокзалах. Впрочем, из-за быстрых темпов развития железнодорожного транспорта, уже к концу 1930-х годов перроны вокзала Орсе оказались слишком короткими для обслуживания магистральных поездов, и с вокзала стали отправляться только небольшие пригородные поезда.

После Второй мировой войны по своему прямому назначению использовалась лишь небольшая часть перронов, в то время как сам вокзал и здание отеля часто выполняли не совсем привычные для себя функции. Так, колоритные помещения вокзала в 1962 году стали декорациями к фильму «Процесс» по роману Кафки, а в 1972 году в здании вокзала открылась сцена театральной компании Рено-Барро. Несколько раз вокзал Орсе оказывался на грани уничтожения, когда в правительство Франции поступали предложения о сносе полупустого здания в центре столицы, чтобы освободить место для современного отеля или какого-нибудь административного строения. К счастью, этим планам не суждено было сбыться, и старинный вокзал в 1980-х был благополучно превращен в музей. Датой основания музея Орсе считается 20 октября 1977 года, когда был издан приказ министерства культуры о преобразовании в музейное учреждение здания бывшего парижского вокзала.

Такой приказ был принят неспроста: во-первых, он защищал от сноса исторически важное здание, а во-вторых, позволял решить проблему размещения части национальной художественной коллекции. Богатое собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов по хронологическим рамкам создания (вт. половина 19 в. — начало 20 в.) не подходило ни Лувру, ни Национальному музею современного искусства в центре Жоржа Помпиду, поэтому Парижу давно требовалась новая галерея для экспозиции этой коллекции. На реконструкцию здания вокзала и обустройство выставочных пространств в его помещениях потребовалось несколько лет, по истечению которых, в декабре 1986 года музей Орсе принял первых посетителей.

Музей Орсе

 

Архитектура здания

Здание вокзала Орсе на момент его постройки в 1900 году являло собою органичное соединение технических достижений той эпохи с изящными архитектурными формами стиля боз-ар. Автором проекта вокзала был Виктор Лалу, который в сотрудничестве с Эмилем Бенаром и Люсьеном Манье создал великолепное здание, идеально вписавшееся в элегантную городскую застройку этого района столицы. Металлические конструкции и различные механические приспособления, являющиеся неотъемлемой частью любого промышленного сооружения, Лалу смог скрыть за монументальным каменным фасадом с арками, колонами и скульптурами. На крыше вокзала также размещались купола, башенки, декоративные украшения и орнаментальные щиты. Внутри здания находился огромный, богато украшенный центральный зал с перронами, который достигал 32 метров в высоту и 40 метров в ширину.

При реконструкции бывшего вокзала Орсе в 1980-х годах огромное внимание уделялось сохранению его первоначального облика, при этом перед архитекторами стояла также задача адаптации промышленного здания к требованиям музейного дела. Преобразованием вокзала в музей занималась группа архитекторов (Рено Бардон, Пьер Кольбок, Жан-Поль Филлипон), которая выиграла конкурс на создание музея, объявленный правительством. В течение 6 лет длилась кропотливая реставрация здания, в ходе которой было сохранено большинство прежних помещений и восстановлены элементы декора начала 20 века. Центральный зал, тот самый, в котором ранее располагались перроны, стал главным выставочным пространством музея. Широкий и протяженный арочный неф, разделяющий зал в длину на две части, создает эффект бесконечности экспозиций, в которых картины и скульптуры органично соседствуют с прекрасной архитектурой здания.

Обе части центрального зала состоят из отдельных выставочных залов, в которых представлены тематические экспозиции. Оформление интерьеров музея Орсе было доверено известному дизайнеру и архитектору Гаэтане Ауленти, которая создала достаточно оригинальные выставочные пространства из плоских панельных конструкций. Таким образом, выставки в музее имеют стены, но не имеют потолка, благодаря чему естественное освещение попадает в экспозиции через стеклянный свод крыши музея Орсе. Несколько галерей были созданы под самым куполом здания и в помещениях бывшего привокзального отеля, а просторный столовый зал отеля был переоборудован в современный ресторан. Для наиболее ценных экспонатов музея, которым вреден яркий свет, в галерее оборудованы затененные выставочные комнаты.

Музей Орсе

Экспозиции

В наши дни музею принадлежит одна из лучших мировых коллекций работ импрессионистов и постимпрессионистов, попавших сюда из фондов нескольких французских музеев, чья история началась задолго до возникновения музея Орсе. Основными источниками коллекции были: музей Же де Пом, который владел наибольшим собранием полотен импрессионистов, и Музей современного искусства (ранее – Люксембургский музей). Также в музей Орсе были переданы работы художников из фондов музея Лувра и выставочного павильона Малого дворца. Экспозиции музея в основном упорядочены по хронологии и художественным направлениям, но некоторые подаренные коллекции являются неделимыми и представлены в отдельных выставках. Наряду с художественной коллекцией и собранием произведений прикладного искусства, музей Орсе располагает обширной коллекцией старинных фотографий, снятых в 1830-1910-х годах.

Цокольный ярус и первый этаж музея отданы под экспозиции работ, созданных живописцами и скульпторами в середине 19 века. Здесь представлены шедевры Жан-Батиста Карпо, который был личным скульптором семьи Наполеона III, а также статуи работы Бари, Кавелье, Руде, Кордье, Прео и других. Боковые галереи, получившие название Люксембург в честь музея, откуда пришла большая часть выставленных здесь экспонатов, предлагают насладиться полотнами Делакруа, Милле, Курбе, Моро и других мастеров, предшественников импрессионизма. Здесь же можно увидеть работы раннего периода Мане, Моне, Дега, Домье и Сезанна. На втором этаже музея расположены скульптуры Родена, неподалеку от которых экспонируется работа его ученицы и возлюбленной, Камиллы Клодель. В выставочных залах на втором этаже представлены работы различных художественных направлений конца 19 – начала 20 века: постимпрессионизм, ар-нуво, символизм. В этих залах расположены полотна Боннара, Вуйяра, Мунка, Кормона, Климта.

Экспозия

Третий этаж экспонирует ту самую, прославленную коллекцию импрессионистов, которой по праву гордится музей Орсе, а также полотна из частных коллекций дарителей музея. Здесь собраны самые известные работы Ренуара, Мане, Дега, Сезанна, Писсарро, Сислея, Моне и Берты Моризо, первой художницы-импрессионистки. Творчеству Ван Гога посвящена отдельная выставка, в которой представлено свыше 20 полотен этого гениального художника. Также на третьем этаже представлены художники-постимпрессионисты: Гоген, Тулуз-Лотрек, Руссо, Синьяк и другие мастера живописи. На верхнем уровне музея, в кафе Кампана есть открытая терраса, с которой предстают отличные панорамные виды на близлежащий исторический район Парижа.

Музей Орсе

Посещение музея

  1. Раз в месяц (в первое воскресенье) в музей свободный вход для всех посетителей. Бесплатный вход в другие дни распространяется только на: детей до 18 лет и молодежь до 25 лет (граждане Европейского союза или проживающие на территории ЕС).
  2. Обычная цена билета в музей Орсе – 14 €, льготная – 11 €. Льготы действуют для: взрослых граждан ЕС, которые сопровождают ребенка; молодежи до 25 лет (не граждан ЕС); всех посетителей после 16:30 (в четверг – после 18:00).
  3. За 18 € можно приобрести двойной билет, который дает право посетить Музей Орсе и Музей Родена или Музей Орсе и Музей Оранжери (каждый из двух музеев по 1 разу).
  4. Владельцы карт Paris Museum Pass и Paris Pass посещают музей Орсе бесплатно.
  5. Аудиогид по музею стоит 5 €, есть версия на русском языке.
  6. Билеты в музей можно приобрести онлайн заранее или на месте в кассах. Наличие заранее купленного билета дает право пройти через зарезервированный вход C, но билет необходимо распечатать до запланированного визита в музей.

Время работы музея: вторник-воскресенье – с 9:30 до 18, четверг – до 21:45, понедельник – выходной.

Адрес музея: 1, rue de la Legion d’Honneur, 75007 Париж

Веб-сайт: musee-orsay.fr

Т: +33 (0)1 40 49 48 14

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:
  • Страховка: путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, Cherehapa позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
  • Перелет: самые выгодные билеты ищет Aviasales, также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Проживание: сначала выбираем отель через Booking (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перемещения: в KiwiTaxi можно заказать недорогой трансфер в аэропорт и обратно, также можете арендовать авто на Avtoprokat.ru (Economybookings). В некоторых странах машина в аренду может обходится дешевле, чем общественный транспорт (н-р, в Португалии);
  • Развлечения: экскурсии от местных русскоязычных гидов по всему мира заказывайте на Tripster, а билеты во многие музеи и другие достопримечательности можно также резервировать онлайн на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Отдых без забот: иногда выгоднее покупать готовый тур, чем перелет и проживание по отдельности, дешевые туры по всем туроператорам ищите на сайтах Травелата, Onlinetours и Level.Travel.
Добавить комментарий